Последствия социальных сетей для детей

Социальные сети обозначили тенденции развития интернета в сторону интеграции, объединения возможностей в рамках единых, многопользовательских веб-платформ. Эти платформы предоставили возможность пользователю общаться с друзьями, читать новости, смотреть фильмы, слушать музыку, делиться этим с другими участниками, принимать участие в обсуждениях, объединяться по интересам, создавать сообщества и все эти возможности сосредоточены на одном сайте!
Бесспорно, социальные сети — большое технологическое достижение, которое сулит много возможностей. Но вместе с этими возможностями приходят и беды… Нельзя сказать, что социальные сети это один сплошной вред, так же как нельзя сказать то же самое, например, про компьютер игры. При правильном, дисциплинированном подходе к этому чуду интернет технологий можно получить какую-то пользу и облегчить себе жизнь. Но всегда существует риск того, что работа с социальными сетями отразится вредными последствиями на психике.
Какие это могут быть последствия? В чем заключается опасность социальных сетей?
Конечно же, уже само регулярное нахождение перед монитором в течение нескольких часов не может хорошо отразиться на самочувствии и здоровье ребенка. Во-первых, это большая нагрузка на зрение, во-вторых, из-за неправильного положения могут возникнуть проблемы с осанкой и позвоночником, а, в-третьих, минимизация двигательной активности приводит к общему ослаблению организма, в результате чего страдает иммунитет, и, как следствие, на ребенка начинают налипать всяческие вирусы и болезни. А разве адекватный и рассудительный родитель, любящий свое чадо, может это допустить? Конечно, многим мамам и папам удобно таким образом освободить свое время, посадив ребенка за компьютер и заняв его какой-нибудь игрой (А зачастую этим занятием являются именно онлайн игры в Одноклассниках и ВКонтакте).
Серьезные физические последствия для здоровья появляются из-за постоянного сидячего положения. Это проблемы с позвоночником, плохой иммунитет, понижение зрения, гастрит и повышенная раздражительность.
Неконтролируемое использование соцсетей может навредить не только здоровью ребенка, но и вызвать у него суицидальные мысли. Дети, которые используют соцсети больше двух часов в день, могут пострадать от нарушений психики, сильного психологического стресса и мыслей о суициде.
Специалисты призывают родителей контролировать времяпровождение детей и следить за временем, которое они проводят в соцсетях. Также рекомендуется увеличить в интернете на сайтах социальных сетей количество услуг, поддерживающих психическое здоровье.
До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих. Но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития ребенка.
Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической, экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.
Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. Свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях может сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.
Опасность виртуального совращения детей – это проблема, которая, наверное, особенно сильно волнует взрослых. Анонимность Интернет — общения дает шансы сексуальным извращенцам безнаказанно пользоваться любопытством детей к взрослой теме и втягивать их в виртуальные интимные отношения.
Не стоит забывать, что, кроме обычных людей, проводящих время в социальных сетях для того, чтобы пообщаться со школьными друзьями, посмотреть интересные картинки или видео и поиграть в игры, есть и те, кто скрывает свое настоящее лицо, представляясь вымышленными именами и предоставляющие о себе заведомо ложную информацию. А ведь среди таких пользователей могут оказаться маньяки и извращенцы. Они могут представиться друзьями детства родителей ребенка, соседями, родителями одноклассников и назначить встречу, пообещав передать подарок для его родителей, предупредив о том, что им не нужно знать об этом, так как это сюрприз. И это не единичный пример заманивания детей в лапы преступников.
Но, даже если представить себе идеальную ситуацию, когда ребенок общается в интернете только с хорошо воспитанными сверстниками из интеллигентных семей, зависимость от социальных сетей может также оказывать на него негативное влияние.
Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. Проблемы социализации, неумение общаться с взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка. При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.
Многие родители не видят никакого вреда в том, что их ребенок имеет страничку, например, в Одноклассниках или В контакте. Но проблема существует. И очень серьезная. Современные дети начинают пользоваться Интернетом очень рано и очень активно, с большим риском. Средний возраст юных пользователей — 9-10 лет.
Работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в мозге. От этого испытываются приятные эмоции, каждый раз, когда читают доброжелательный комментарий под своей фотографией, получают «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв и т.д.
Желание повторного получения этих эмоций влечет вновь на просторы соц сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени.
Ещё один потенциальный риск слишком активного поведения в социальных сетях врачи называют «Facebook-депрессией». Когда подростки 11—15 лет проводят много времени в социальных сетях, у них появляются признаки классической депрессии: меняется режим питания и сна, случаются резкие перепады настроения. Социальные сети успешно заменяют ребенку живое общение. Зачем ему теперь общаться на улице, если проще написать в «аську» или отправить сообщение «на стену». Плюс ко всему, ребенок теперь может заводить абсолютно неограниченное количество друзей и общаться с ними. А последствия могут быть необратимыми — происходит переизбыток общения. Ребенок со временем теряет интерес к собеседнику. Сначала к одному, потом к другому. Потом он теряет интерес к жизни….
Размещая информацию о себе на страничке в социальной сети, ребенок фактически предоставляет возможность ее увидеть очень большому количеству людей. Частная жизнь становится достоянием общественности, что в некоторых случаях может привести не к самым радужным последствиям. Так, например, многие работодатели проверяют информацию о своих потенциальных сотрудниках – в том числе и в социальных медиа. Ребенок может разместить какие-то данные, не задумываясь о том, что в будущем будет искать работу, в то время компрометирующая или излишне откровенная информация может серьезно испортить его репутацию в глазах нанимателей.
В некоторых случаях даже страшно представить, сколько времени ежедневно уходит на «общение» в социальных сетях. Это слово взять в кавычки по той причине, что частенько посетители соцмедиа занимаются там исключительно тратой времени, а не конструктивным общением.
Обновление новостной ленты десятками раз в день, чтение чужих статусов, просмотр бесконечной череды фотографий знакомых знакомых, неустанное обновление странички заинтересовавшего человека – вот лишь некоторые из тех действий, которые крадут время в огромных масштабах. А ведь время является ценнейшим ресурсом современного человека. Представьте только, сколько интересных и полезных дел могли бы быть сделаны вместо того, чтобы терять драгоценные часы в Интернете.
Безрассудство. Еще одна опасность соцсетей для детей в том, что человек не умеет оценивать риски. Почти все виртуальные действия не имеют необратимых последствий. «Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии — удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, ты в большинстве случаев можешь восстановить свой персонаж и продолжить. В жизни это не так, но воспитывая мозг в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать риск. Это связано с влиянием на область префронтальной коры головного мозга, отвечающую за логические связи — она, например, слабо развита у детей и шизофреников, которые с трудом концентрируются, легко реагируют на внешние раздражители и мыслят противоположно большинству взрослых людей — от когнитивного к чувственному.»
Одна из основных опасностей, таящаяся в социальных сетях – отсутствие структурного мышления. Возьмем, например, книгу. Она структурна, последовательна, есть начало, продолжение, конец. Идея развивается поступательно, как и жизнь человека, последовательна. «Жизнь каждого из нас — тоже хронологическая последовательность, и, разумеется, на самом деле она очень сильно отличается от того, что мы выкладываем на свою страницу в facebook. То, что беспокоит меня в информационном потоке, — возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст.»
Методы устранения сетевой зависимости:
- Первое, что нужно сделать – это расставить свои приоритеты. Нужно сделать тщательный анализ того, как часто используются социальные площадки и с какой целью: для прослушивания музыки, для какого-то обмена мнениями, общения, для просмотра новостей, просмотра фильмов? Что на самом деле является самым главным?
- Если общение с друзьями стоит на первом месте, то весьма разумно ввести какие-то ограничения. Например, можно вместо нескольких аккаунтов выбрать только один, и поддерживать общение в нем какой-то определенный период времени в течение дня.
- Если выкладывание фотографий занимает больше времени в соц. сетях, и вызывает зависимость от них, то неплохо было бы завести специальный блог или журнал в интернете, который основан именно для этого.
- Замена виртуальной информации на «живую». Стоит больше времени тратить на чтение книг, журналов, газет и т.д. Стараться полностью погружаться в чтение в уединенной обстановке.
- Если большая часть времени тратиться на снимки и выкладывание фотографий, то можно попробовать поснимать природу, окрестности пленочным фотоаппаратом. Необходимо глубоко погрузиться в этот увлекательный творческий процесс съемки. Такое «живое общение» помогает во всех мелочах. Не стоит сразу прибегать к интернету. Все гораздо проще.
- Можно также составить себе небольшой план или расписание, согласно которому регулярно выбираться на какие-то посиделки с друзьями, коллегами или просто знакомыми. Это гораздо увлекательнее и приятнее, чем виртуальные встречи.
Сетевая зависимость — тоже вредная привычка. От нее нужно избавляться. Ведь настоящая, реальная жизнь гораздо интереснее и красочнее, а общение с людьми воочию приносит больше удовольствия и пользы.
Комментировать