Последствия уклонения от налогов

Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний.

Среди причин уклонения от уплаты налогов можно выделить экономические, политические, нравственно-психологические, правовые и организационные.

В рамках изучения причин уклонения от уплаты налогов особое внимание хотелось бы обратить на поведенческий аспект. Выделяют два типа оппортунизма.

Естественный оппортунизм характеризуется желанием «проехать без билета». В данном случае, независимо от эффективности проводимой фискальной политики, будет наблюдаться ориентация человека на уклонение от налогов с целью максимизации личной выгоды. Причинами возникновения естественного оппортунизма являются факторы экономического характера.

Индуцированный оппортунизм — это поведение налогоплательщиков, которое объясняется желанием уклониться от налогов из-за несогласия с реализуемой государством фискальной политики. В его основе наряду с экономическими лежат и факторы налоговой морали (социальная направленность и эффективность расходования бюджетных средств, общий уровень налоговой культуры и морали в государстве, наличие институциональных ограничений фискальной политики, личностные характеристики налогоплательщика, вероисповедание и т. д.).

Кроме того, решение налогоплательщика об уклонении от уплаты налогов во многом зависит от характера поведения других налогоплательщиков и отношения общества к такому поведению.

Особую роль в налоговых схемах, направленных на уклонение от уплаты налогов, играют фирмы-однодневки. За последние 20 лет однодневки стали неотъемлемой частью отечественной экономики и используются практически повсеместно: по оценкам до 80 % всех проводок, отслеживаемых в ЦБ РФ, так или иначе связаны с однодневками, в год через такие фирмы проходит как минимум 850 млрд. руб. Большая часть из них работает на международном рынке с целью вывоза капитала за рубеж и отмывания денег, полученных преступным путем.

Перечисленные способы уклонения от уплаты налогов не являются единственными. Существуют и вполне легальные способы ухода от налогообложения. В частности, это затягивание срока уплаты налогов для дальнейшего списания налоговыми органами безнадежных к взысканию задолженностей по пеням и штрафам. Кроме того, несовершенство российского законодательства позволяет использовать различные «лазейки» для ухода от налогообложения, формально не нарушая законодательства. Примерами этого могут служить создание налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения (трансфертное ценообразование, система неплатежей между материнской и дочерней компаниями и т. д.) с использованием гибридных форм интеграции предприятий; альтернативные расчеты, бартерные сделки и т. п.; осуществление псевдоопераций, при которых заключаются фиктивные контракты для увеличения затрат и/или получения вычетов по НДС.

Среди наиболее существенных последствий уклонения от уплаты налогов можно выделить:

  • сокращение налоговых поступлений в бюджет;
  • искажение ценовых соотношений и нарушение рыночной конкуренции;
  • нарушение принципа социальной справедливости.

Следовательно, уклонение от уплаты налогов не просто противоречит действующим нормам налогового, уголовного и административного права, но и нарушает интересы граждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

В связи с этим, особую значимость приобретают меры, предпринимаемые государством для предотвращения налогового законодательства.

Существует несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность закрыть вполне законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов;
  • ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;
  • формирование современного комплекса организационных и правовых мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от налогообложения.

Исходя из мировой практики, в число указанных мер можно также отнести ужесточение требований к установлению личности клиента, регистрации клиентуры и операций с денежными средствами или иным имуществом, ограничение режима коммерческой и банковской тайны, установление ответственности за сокрытие информации об операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер. Большую роль для реализации данных мер могут сыграть интерактивные возможности, предоставляемые ФНС.

В заключении хотелось бы отметить, что уклонение от налогов — это неизбежный процесс, характерный для всех стран мира. Однако существует реальная возможность уменьшения масштабов данного явления. Для этого необходимо комплексное применение мер по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*