Последствия социальных сетей для детей

Социальные сети обозначили тенденции развития интернета в сторону интеграции, объединения возможностей в рамках единых, многопользовательских веб-платформ. Эти платформы предоставили возможность пользователю общаться с друзьями, читать новости, смотреть фильмы, слушать музыку, делиться этим с другими участниками, принимать участие в обсуждениях, объединяться по интересам, создавать сообщества и все эти возможности сосредоточены на одном сайте!

Бесспорно, социальные сети — большое технологическое достижение, которое сулит много возможностей. Но вместе с этими возможностями приходят и беды… Нельзя сказать, что социальные сети это один сплошной вред, так же как нельзя сказать то же самое, например, про компьютер игры. При правильном, дисциплинированном подходе к этому чуду интернет технологий можно получить какую-то пользу и облегчить себе жизнь. Но всегда существует риск того, что работа с социальными сетями отразится вредными последствиями на психике.

Какие это могут быть последствия? В чем заключается опасность социальных сетей?

Конечно же, уже само регулярное нахождение перед монитором в течение нескольких часов не может хорошо отразиться на самочувствии и здоровье ребенка. Во-первых, это большая нагрузка на зрение, во-вторых, из-за неправильного положения могут возникнуть проблемы с осанкой и позвоночником, а, в-третьих, минимизация двигательной активности приводит к общему ослаблению организма, в результате чего страдает иммунитет, и, как следствие, на ребенка начинают налипать всяческие вирусы и болезни. А разве адекватный и рассудительный родитель, любящий свое чадо, может это допустить? Конечно, многим мамам и папам удобно таким образом освободить свое время, посадив ребенка за компьютер и заняв его какой-нибудь игрой (А зачастую этим занятием являются именно онлайн игры в Одноклассниках и ВКонтакте).

Серьезные физические последствия для здоровья появляются из-за постоянного сидячего положения. Это проблемы с позвоночником, плохой иммунитет, понижение зрения, гастрит и повышенная раздражительность.

Неконтролируемое использование соцсетей может навредить не только здоровью ребенка, но и вызвать у него суицидальные мысли. Дети, которые используют соцсети больше двух часов в день, могут пострадать от нарушений психики, сильного психологического стресса и мыслей о суициде.

Специалисты призывают родителей контролировать времяпровождение детей и следить за временем, которое они проводят в соцсетях. Также рекомендуется увеличить в интернете на сайтах социальных сетей количество услуг, поддерживающих психическое здоровье.

Негативное влияние социальных сетей

Негативное влияние социальных сетей

До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих. Но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития ребенка.

Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической, экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.

Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. Свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях может сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.

 Опасность виртуального совращения детей – это проблема, которая, наверное, особенно сильно волнует взрослых. Анонимность Интернет — общения дает шансы сексуальным извращенцам безнаказанно пользоваться любопытством детей к взрослой теме и втягивать их в виртуальные интимные отношения.

Не стоит забывать, что, кроме обычных людей, проводящих время в социальных сетях для того, чтобы пообщаться со школьными друзьями, посмотреть интересные картинки или видео и поиграть в игры, есть и те, кто скрывает свое настоящее лицо, представляясь вымышленными именами и предоставляющие о себе заведомо ложную информацию. А ведь среди таких пользователей могут оказаться маньяки и извращенцы. Они могут представиться друзьями детства родителей ребенка, соседями, родителями одноклассников и назначить встречу, пообещав передать подарок для его родителей, предупредив о том, что им не нужно знать об этом, так как это сюрприз. И это не единичный пример заманивания детей в лапы преступников.

Но, даже если представить себе идеальную ситуацию, когда ребенок общается в интернете только с хорошо воспитанными сверстниками из интеллигентных семей, зависимость от социальных сетей может также оказывать на него негативное влияние.

Последствия социальных сетей для детей

Последствия социальных сетей для детей

 Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. Проблемы социализации, неумение общаться с взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка. При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.

Многие родители не видят никакого вреда в том, что их ребенок имеет страничку, например, в Одноклассниках или В контакте. Но проблема существует. И очень серьезная. Современные дети начинают пользоваться Интернетом очень рано и очень активно, с большим риском. Средний возраст юных пользователей — 9-10 лет.

Работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в мозге. От этого испытываются приятные эмоции, каждый раз, когда читают доброжелательный комментарий под своей фотографией, получают «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв и т.д.

Желание повторного получения этих эмоций влечет вновь на просторы соц сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени.

Ещё один потенциальный риск слишком активного поведения в социальных сетях врачи называют «Facebook-депрессией». Когда подростки 11—15 лет проводят много времени в социальных сетях, у них появляются признаки классической депрессии: меняется режим питания и сна, случаются резкие перепады настроения. Социальные сети успешно заменяют ребенку живое общение. Зачем ему теперь общаться на улице, если проще написать в «аську» или отправить сообщение «на стену». Плюс ко всему, ребенок теперь может заводить  абсолютно неограниченное количество друзей и общаться с ними. А последствия могут быть необратимыми — происходит переизбыток общения. Ребенок со временем теряет интерес к собеседнику. Сначала к одному, потом к другому. Потом он теряет интерес к жизни….

Размещая информацию о себе на страничке в социальной сети, ребенок фактически предоставляет возможность ее увидеть очень большому количеству людей. Частная жизнь становится достоянием общественности, что в некоторых случаях может привести не к самым радужным последствиям.  Так, например, многие работодатели проверяют информацию о своих потенциальных сотрудниках – в том числе и в социальных медиа. Ребенок может разместить какие-то данные, не задумываясь о том, что в будущем будет искать работу, в то время компрометирующая или излишне откровенная информация может серьезно испортить его репутацию в глазах нанимателей.

В некоторых случаях даже страшно представить, сколько времени ежедневно уходит на «общение» в социальных сетях. Это слово взять в кавычки по той причине, что частенько посетители соцмедиа занимаются там исключительно тратой времени, а не конструктивным общением.

Обновление новостной ленты десятками раз в день, чтение чужих статусов, просмотр бесконечной череды фотографий знакомых знакомых, неустанное обновление странички заинтересовавшего человека – вот лишь некоторые из тех действий, которые крадут время в огромных масштабах.  А ведь время является ценнейшим ресурсом современного человека. Представьте только, сколько интересных и полезных дел могли бы быть сделаны вместо того, чтобы терять драгоценные часы в Интернете.

Сетевая зависимость

Сетевая зависимость

Безрассудство. Еще одна опасность соцсетей для детей в том, что человек не умеет  оценивать риски. Почти все виртуальные действия не имеют необратимых последствий. «Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии — удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, ты в большинстве случаев можешь восстановить свой персонаж и продолжить. В жизни это не так, но воспитывая мозг в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать риск. Это связано с влиянием на область префронтальной коры головного мозга, отвечающую за логические связи — она, например, слабо развита у детей и шизофреников, которые с трудом концентрируются, легко реагируют на внешние раздражители и мыслят противоположно большинству взрослых людей — от когнитивного к чувственному.»

Одна из основных опасностей, таящаяся в социальных сетях – отсутствие структурного мышления. Возьмем, например, книгу. Она структурна,  последовательна, есть начало, продолжение, конец. Идея развивается поступательно, как и жизнь человека, последовательна. «Жизнь каждого из нас — тоже хронологическая последовательность, и, разумеется, на самом деле она очень сильно отличается от того, что мы выкладываем на свою страницу в facebook. То, что беспокоит меня в информационном потоке, — возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст.»

Методы устранения сетевой зависимости:

  1. Первое, что нужно сделать – это расставить свои приоритеты. Нужно сделать тщательный анализ того, как часто используются социальные площадки и с какой целью: для прослушивания музыки, для какого-то обмена мнениями, общения, для просмотра новостей, просмотра фильмов? Что на самом деле является самым главным?
  2. Если общение с друзьями стоит на первом месте, то весьма разумно ввести какие-то ограничения. Например, можно вместо нескольких аккаунтов выбрать только один, и поддерживать общение в нем какой-то определенный период времени в течение дня.
  3. Если выкладывание фотографий занимает больше времени в соц. сетях, и вызывает зависимость от них, то неплохо было бы завести специальный блог или журнал в интернете, который основан именно для этого.
  4. Замена виртуальной информации на «живую». Стоит больше времени тратить на чтение книг, журналов, газет и т.д. Стараться полностью погружаться в чтение в уединенной обстановке.
  5. Если большая часть времени тратиться на снимки и выкладывание фотографий, то можно попробовать поснимать природу, окрестности пленочным фотоаппаратом. Необходимо глубоко погрузиться в этот увлекательный творческий процесс съемки. Такое «живое общение» помогает во всех мелочах. Не стоит сразу прибегать к интернету. Все гораздо проще.
  6. Можно также составить себе небольшой план или расписание, согласно которому регулярно выбираться на какие-то посиделки с друзьями, коллегами или просто знакомыми. Это гораздо увлекательнее и приятнее, чем виртуальные встречи.

Сетевая зависимость — тоже вредная привычка. От нее нужно избавляться. Ведь настоящая, реальная жизнь гораздо интереснее и красочнее, а общение с людьми воочию приносит больше удовольствия и пользы.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*